Кружок по экологическому воспитанию "Азбука природы"
Программа занятий
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Программное содержание |
Октябрь |
||
1 |
«Осень золотая» |
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. |
2 |
«Лес – многоэтажный дом» |
Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. |
3 |
«Кто главный в лесу?» |
Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника северного края. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу. |
4 |
«Перелётные птицы» |
Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. |
Ноябрь |
||
1 |
«Почему бывают разные времена года» |
Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека. |
2 |
«Как животные проводят зиму в лесу?» |
Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Северного края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. . Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. |
3 |
«Как растения готовятся к зиме» |
Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях. |
4 |
«Как растения приспособились зимовать» |
Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. |
Декабрь |
||
1 |
«Как растения приспособились зимовать» |
Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. |
2 |
«Как животные проводят зиму в лесу?» |
Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Северного края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. . Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. |
3 |
«Беседа о зимующих птицах» |
Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц и умение определять их название по голосам. |
4 |
«Зимовка диких и домашних животных» |
Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных. Уточнить признаки домашних и диких животных. Показать роль человека в жизни домашних животных. |
Январь |
||
1 |
«Круговорот воды в природе». «Это волшебница - вода» |
Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. |
2 |
«Через добрые дела можно стать юным экологом» |
Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. |
3 |
«Что мы знаем о воздухе». «Как рождается ветер» |
Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспер-я, навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окруж. среде. Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность |
4 |
«Знакомим детей с почвой» |
Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы. |
Февраль |
||
1 |
«Комнатные растения – живой организм» |
Объяснить понятие «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать любовь и заботу к растениям. |
2 |
«Зимние явления в неживой природе» |
Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. |
3 |
«Животные жарких стран» |
Приспособление животных к жизни в природных условиях. Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. |
4 |
«Солнце - большая звезда» |
Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Формировать представление солнце – источник света и тепла. |
Март |
||
1 |
«Как солнце жизнь дает земле» |
Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. На крайнем Севере зима длинная, весна – стремительная. Формировать знания о заповедниках Северного края. |
2 |
«Весенние явления в неживой природе» |
Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Подвести к пониманию, что весна на Севере приходит позже, чем в южные и центральные регионы. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться. |
3 |
«Особенности жизни зверей и птиц весной» |
Учить замечать особенности жизни зверей и птиц весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений, животных и птиц. |
4 |
«Когда животных в природе становится много или мало» |
Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. |
Апрель |
||
1 |
«Сравнение рыб и лягушек» |
Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/, правила поведения в природе. Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки – и воды и суши. |
2 |
«Земля – живая планета» |
Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. |
3 |
«Беседа о Весне» |
Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне. |
4 |
Мониторинг |
Выявить уровень экологической воспитанности детей. |
Итого: 28 занятий |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»